Правила турниров

Начало партии и распределение мест в турнире

Со стартом турнира, как только игроки будут разбиты на группы, начинается отсчет времени для каждого игрока. Если по истечении установленного времени игрок не сделал первый ход, ему автоматически засчитывается проигрыш по времени. Это находит отражение в информации о выступлении игрока на турнирах и партиях, но не влияет на его рейтинг.

Алгоритм составления пар – по рейтингу (ФИДЕ) игрока.

Перед составлением пар по правилам ФИДЕ нужно учитывать, что перед первым туром список участников должен быть отсортирован соответствующим образом (начальный ранг–лист по ЭЛО)

Для соблюдения правил назначения цвета имеется два следующих показателя:

Повторение цвета (ПЦ). Это число показывает, сколько раз подряд один игрок имеет право играть одним и тем же цветом.

Разность цвета (РЦ). Данное число показывает разность между количеством партий, сыгранных белым цветом, и количеством партий, сыгранных чёрным цветом. Это значит, что пара, достигшая установленной разницы цвета, является ещё допустимой.

Разумная установка, предписываемая организацией ФИДЕ, для обоих показателей равна 2.

Пример:

РЦ max = 2

после 6–го тура: 4 * белыми / 2 * чёрными ==> РЦ = 2

==> Белый цвет в 7–м туре не разрешается (РЦ = 3).

 Однако, если речь идёт о последнем туре турнира, то очки являются более важным критерием, чем цвет (предписание ФИДЕ). 

Составление пар в турнире по швейцарской системе согласно правилам ФИДЕ.

Для составления первого тура (начального ранг–листа) и внутри очковой группы игроки сортируются по рейтингу.

Очковые группы:

Составление пар проводится в очковых группах сверху вниз.

Игроки с одинаковым количеством очков образуют одну очковую группу. Если после составления пар в очковой группе какой–то игрок остался без пары, то он переводится в ближайшую нижнюю очковую группу. Там для таких игроков, насколько это возможно, в первую очередь составляется пара. Затем остальные игроки рассматриваются снова как обычная очковая группа.

Каждая очковая группа делится на две подгруппы. Игрок, стоящий в самой верхней строке верхней группы, получает в пару игрока, расположенного в самой верхней строке нижней группы. Если речь идёт об очковой группе с перемещёнными игроками, то сначала рассматриваются они, а не верхняя группа.

Доп. информация. При нечётном количестве участников последний участник в ранг–листе пар становится свободным от игры. Но каждый участник в одном турнире может только один раз освобождаться от игры. Игрок, которого освободили от игры, получает одно очко за данный тур. Он не имеет противника, а соответственно и не получает никакого цвета в этом туре.

Критерии для составления пар:

Абсолютные критерии:

1) Нельзя составлять пару из одних и тех же игроков более одного раза.

2) Игрок, получивший одно очко как «свободный от игры» или по другой причине, не имеет права снова становиться «свободным от игры» (без игры).

3) Разница цвета у одного игрока не должна становиться больше двух. Никакой игрок не имеет права играть три раза подряд одним и тем же цветом.

Относительные критерии:

Они действуют с убывающим приоритетом. Они должны выполняться насколько это возможно. Чтобы выполнить эти критерии, можно проводить перестановки или обмены внутри очковой группы.

4) Разница в количестве очков двух игроков, из которых составляется пара, должна быть по возможности минимальной, а лучше всего – равной нулю.

5) Как можно больше игроков должны играть нужным цветом. Если этот критерий соблюсти не удаётся, то количество допустимых пар с неправильным цветом повышается на единицу.

6) Ни один игрок не должен становиться два раза подряд флотером («плавающим») в одном и том же направлении.

7) Ни один игрок, который уже был флотером, не должен два тура спустя становиться флотером в том же направлении.

Замечание:

Правила "3", "6" и "7" становятся недействительными, если составляется пара для последнего тура игрока, набравшего больше половины возможных очков.

Разница цвета и предпочтение цвета:

* Абсолютное предпочтение цвета имеет место, когда разница цвета одного игрока становится больше единицы, или если игрок в последних двух турах играл одним и тем же цветом.

* Сильное предпочтение цвета имеет место, когда у игрока разница цвета не равна нулю.

* Слабое предпочтение цвета имеет место, когда разница цвета игрока равна нулю. Тогда цвет должен поменяться в зависимости от цвета в предыдущей игре.

Правила назначения цвета:

Для каждой пары действует (с убывающим приоритетом):

1. Определяются права на цвет для обоих игроков.

2. Вступает в силу сильнейшее право на цвет.

3. Цвета меняются с учётом самого раннего тура, в котором игроки играли различными цветами.

4. Право на цвет вступает в силу, прежде всего, для игрока, имеющего более высокий рейтинг (согласно начальному ранг–листу).

Заключительные замечания:

Очки от «свободных» партий и от действительно несыгранных партий («без игры») не учитываются при определении цвета. Не игравшая пара вполне может быть составлена заново в более поздних турах.

Подсчет очков

1.   Места распределяются по сумме набранных очков.

2.   Если у игроков одинаковое количество очков, то для определения победителя используют Коэффициент Бухгольца. Коэффициент Бухгольца игрока складывается из суммы всех очков соперников, с которыми данный участник играл, независимо от результата встреч между ними.