Правила шахмат Фишера

Правила Игры - Шахматы Фишера (960)


1. Начальная позиция  - в шахматах 960 создается случайным образом, при соблюдении определенных правил. После этого игра развивается так же, как в классических шахматах. В частности, фигуры и пешки имеют те же ходы, и цель каждого игрока состоит в том, чтобы поставить мат королю соперника.

2. Требования к начальной позиции

Начальная позиция для шахмат 960 должна соответствовать определенным правилам. Белые пешки располагаются на второй горизонтали, как в классических шахматах. Все остальные белые фигуры размещаются на первой горизонтали случайным образом, но со следующими ограничениями:

a). король должен находиться между двумя ладьями.

b). слоны должны находиться на полях противоположного цвета.

c). чёрные фигуры должны располагаться напротив соответствующих фигур белых.

Начальная позиция может быть создана перед игрой либо с помощью компьютерной программы, либо с использованием костей, монеты, карт и т.д.

3. Правила рокировки в шахматах 960

a). В шахматах 960 каждому игроку разрешается один раз за игру сделать рокировку, при которой король и ладья могут перемещаться за один ход. Однако для рокировки требуется несколько разъяснений стандартных шахматных правил, потому что в стандартных правилах предполагается первоначальное расположение ладьи и короля, которое часто не применимо в шахматах 960.

b). Как рокировать

В зависимости от расположения до рокировки короля и рокируемой ладьи в шахматах 960 рокировка выполняется одним из четырёх методов:

1.двухэтапная рокировка: посредством перемещения короля и перемещения ладьи.

2. рокировка перестановкой: король и ладья меняются местами.

3. рокировка только ходом короля: перемещается только король.

4. рокировка только ходом ладьи: перемещается только ладья

Рекомендации

1.Когда рокировка выполняется человеком на реальной доске, рекомендуется сначала переместить короля за пределы игровой поверхности по направлению к конечной позиции, затем ладья перемещается из своей начальной позиции в свою конечную позицию, и после этого король помещается на своё конечное поле.

2. Конечные позиции короля и ладьи после рокировки должны точно соответствовать их конечным позициям, которые были бы после рокировки в классических шахматах.

Разъяснение

Таким образом, после рокировки на с-фланг (обозначаемой 0-0-0 и известной как длинная рокировка в классических шахматах) король находится на с-поле (c1 для белых и с8 для черных), а ладья находится на d-поле (d1 для белых и d8 для черных). После рокировки на g-фланг (обозначаемой 0-0 и известной как короткая рокировка в классических шахматах) король стоит на g-поле (g1 для белых и g8 для черных), а ладья стоит на f-поле (f1 для белых и f8 для черных).

Примечания

1.Чтобы избежать каких-либо недоразумений, полезно перед рокировкой сказать “Я собираюсь рокировать”.

2.В некоторых начальных позициях король или ладья (но не обе фигуры) при рокировке не перемещаются.

3.В некоторых начальных позициях рокировка может быть выполнена на первом ходу.

4. Все поля между начальным и конечным полями короля (включая конечное поле) и все поля между начальным и конечным полями ладьи (включая конечное поле) должны быть свободны, за исключением короля и рокирующей ладьи.

5.В некоторых начальных позициях некоторые поля, которые должны быть свободны в классических шахматах, могут быть заняты во время рокировки. Например, после рокировки на с-фланг (0-0-0) возможно, что поля a, b, и/или e будут всё ещё заняты, а после рокировки на g-фланг (0-0) возможно, что будут заняты поля e и/или h.