Правила классических шахмат

Классические шахматы

Правила для классической шахматной игры сложились к середине XIX века, и на сегодняшний день зафиксированы соответствующими техническими регламентами Международной Шахматной Федерации ФИДЕ.
Основные положения правил сводятся к следующим:
•    Шахматная доска состоит из 64 клеток чёрного и белого цвета. При расстановке начальной позиции крайняя клетка нижней горизонтали доски должна быть белого цвета.
•    Исходные комплекты начальной позиции состоят из шестнадцати фигур белого цвета и шестнадцати фигур чёрного цвета. Каждый комплект состоит из восьми пешек, двух ладей, двух коней, двух слонов, ферзя и короля. Начальная расстановка фигур и пешек всегда стандартная: ладьи занимают угловые клетки доски, за ними по горизонтали располагаются кони, затем слоны. Ферзь занимает клетку своего цвета, и оставшуюся клетку горизонтали занимает король. Вторую горизонталь полностью занимают пешки.
•    Первыми ходят всегда белые. Кому выпадает играть белыми, решается с помощью жребия или исходя из турнирных правил.
•    Незыблемое шахматное правило: коснулся фигуры – следует сделать ею ход. А также: после того, как фигура поставлена на клетку и рука убрана – ход считается сделанным и его отменить нельзя.
•    Ладьи могут ходить неограниченно по горизонтали и по вертикали. Кони могут ходить только на три клетки в виде буквы «г» во всех направлениях, перепрыгивая через любые фигуры. Слоны могут ходить неограниченно по диагонали своего цвета. Ферзь может ходить неограниченно по горизонтали, вертикали и диагонали. Король может ходить в любом направлении только на одну клетку. И, наконец, пешки могут ходить только вперёд, на одну клетку, или на две клетки из своей начальной позиции. Кроме того, любая пешка, пройдя весь путь по вертикали, на последней клетке может превратиться в любую из фигур, кроме короля.
•    Взятие фигуры противника происходит боем занимаемой им клетки. В отличие от других фигур, пешки могут брать фигуру противника только боем по диагонали на одну клетку. Кроме того, пешки обладают особым ходом – взятием на проходе, когда пешка противника выдвигается из начальной позиции на две клетки и проходит условную клетку боя.
•    Правилами предусмотрен нестандартный ход – рокировка. В рокировке участвуют две фигуры одновременно: король и ладья, они перепрыгивают друг через друга, занимая свободные клетки горизонтали. Рокировка может быть в длинную сторону и в короткую, но возможна только при условии, что ни король, ни ладья ещё ни разу не ходили.
•    Цель игры – поставить мат королю противника. То есть поставить короля противника в такое положение, из которого ему невозможно защититься или уйти от боя.
•    Также возможна ничья. Она фиксируется в случае, когда один из противников не имеет возможности сделать ни одного хода, и при этом королю мат не поставлен. Также ничья может объявляться по обоюдному согласию игроков в виду очевидной ничейной позиции или если позиция на доске повторяется трижды.
•    Отдельно можно сказать о лимите времени, предусмотренном правилами классических шахмат. Время на обдумывание ходов в классической партии должно составлять не менее 60 минут. Исходя из этого лимита, могут быть различные варианты контроля времени. Например, обычный контроль времени на рядовом турнире выглядит так: 90 минут на 40 ходов, и ещё 30 минут на окончание всей партии. Если до окончания всего отпущенного времени мат так и не поставлен, в партии объявляется ничья.
Доска и начальная позиция

Доска и начальная позиция

Игра происходит на доске, поделенной на равные квадратные клетки, или поля. Размер доски — 8×8 клеток. Вертикальные ряды полей (вертикали) обозначаются латинскими буквами от а до h слева направо, горизонтальные ряды (горизонтали) — цифрами от 1 до 8 снизу вверх; каждое поле обозначается сочетанием соответствующих буквы и цифры. Поля раскрашены в тёмный и светлый цвета (и называются, соответственно, чёрными и белыми) так, что соседние по вертикали и горизонтали поля раскрашены в разные цвета. Доска располагается так, чтобы ближнее угловое поле справа от игрока было белым (для белых это поле h1, для черных — поле а8).

У игроков в начале игры имеется по одинаковому набору фигур. Фигуры одного из игроков условно называются «белыми», другого — «чёрными». Белые фигуры окрашены в светлый цвет, чёрные в тёмный. Сами игроки называются «белые» и «чёрные» по цвету своих фигур.

В каждый комплект фигур входят: король (♔, ♚), ферзь (♕, ♛), две ладьи (♖, ♜), два слона (♗, ♝), два коня (♘, ♞) и восемь пешек (♙, ♟). В начальной позиции фигуры обеих сторон размещаются так, как показано на диаграмме. Белые занимают первую и вторую горизонтали, чёрные — седьмую и восьмую. Пешки расположены на второй и седьмой горизонталях соответственно.В каждый комплект фигур входят: король (♔, ♚), ферзь (♕, ♛), две ладьи (♖, ♜), два слона (♗, ♝), два коня (♘, ♞) и восемь пешек (♙, ♟). В начальной позиции фигуры обеих сторон размещаются так, как показано на диаграмме. Белые занимают первую и вторую горизонтали, чёрные — седьмую и восьмую. Пешки расположены на второй и седьмой горизонталях соответственно.